



![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Пресса1 октября 2004 года АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ПУЛ БУДЕТ РАБОТАТЬ ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ – НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКИЕ СТРАХОВЩИКИ ГОТОВЫ УЧАСТВОВАТЬ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ ГАРАНТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОИМ ГРАЖДАНАМ ДМИТРИЙ ИЗВЕКОВ
Важнейшей функцией любого государства является обеспечение безопасности страны и проживающих в ней граждан. После событий 11 сентября 2001 года весь мир в одночасье осознал истинные масштабы угрозы, которую несёт международный терроризм. Эти события вызвали в мировом сообществе единодушное и безоговорочное осуждение терроризма как общей для всех стран и народов угрозы. В течение года государства мира на основании Резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 и других правовых актов кардинально укрепили и расширили многосто-. роннее сотрудничество во всемерном противодействии терроризму. В результате общих энергичных усилий антитеррористическая борьба приобрела поистине глобальный характер, отражающий суть угрозы международного терроризма, которая не имеет национальных границ и не связана с этнической, расовой и религиозной принадлежностью. В обращении к гражданам России 4 сентября 2004 года В.В. Путин отметил: «Мы имеем дело не просто с отдельными акциями устрашения, не с обособленными вылазками террористов. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России». В целях решения соответствующих задач концентрируются значительные, и прежде всего финансовые, ресурсы нашей страны. Для укрепления обороноспособности и всей силовой составляющей в 2005 году предусматривается значительный рост бюджетных расходов. 26 августа 2004 года Владимир Путин на совещании с руководством силовых и финансовых ведомств проинформировал, что в 2005 году будет действовать целевая программа «Антитеррор». На её реализацию из бюджетных средств планируется выделить 2,3 млрд. рублей. Безусловно, наше государство изыскивает необходимое финансирование для принятия срочных мер в борьбе с террористической • угрозой. Но когда, к сожалению, происходят трагические сббытия, на государственный бюджет ложится ещё одно бремя, связанное с финансированием выплат по компенсации ущерба, причинённого имуществу и здоровью граждан. Нередко оно бывает очень тяжёлым, поскольку предусмотреть уровень и объёмы возможных затрат практически невозможно. Если обратиться к конкретным цифрам, то можно отметить, что с 1999 года (когда произошёл первый крупный теракт в Москве — взрыв дома на улице Гурьянова) до последних трагических событий, связанных с взрывами в Моcковском метрополитене, с авна: .тастрофами самолётов ТУ-134 и ТУ-,154, а также с доследствиями 'о(*вобож*денйя%а'ложников в*плго-. ле № 1 ,г, Беслана, суммы выплат семья^погибших из государственного шодже1а увеличились с 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, а пострадавшим — с 3-10 до 50 тыс. рублей^; Дополнительные средства выделяются на погребение погибших и за потерю (повреждение) имущества граждан и юридических лиц. В 2000 году на восстановление разрушенных домов и объектов в трёх районах Дагестана, подвергшихся в августе 1999 года нападению банд Басаева и Хаттаба, всего по разным статьям государственного бюджета было выделено 9 млрд. рублей. Средний размер выплат семьям погибших в результате катастроф пассажирских лайнеров ТУ-134 и ТУ-154 в качестве единовременной материальной помощи от федерального/правительства составит по -100 тыс. рублей; столичные власти выплатят по 100 тыс. рублей родственникам погибших в результате- теракта у станции метро Рижская; материальная помощь погибших и пострадавшим в результате теракта в Беслапе составит: по 100 тыс. руцлей - семьям погибших, тяжелораненым — по 50 тыс. рублей, а .легкораненым — 25 тыс. В 2004 году Правительству России необходимо будет выделить .,деньги на восстановление «разрушённых объектов» — бесланской школы № 1 и зданий, которые были повреждены в ходе контртеррористической операции. Совершенно очевидно, что самостоятельно бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Федерации компенсировать весь ущерб не в состоянии. Ведение широкомасштабной антитеррористической борьбы — дело не только военных ведомств, спецслужб и милиции. Бизнес-круги, финансовые структуры и широкие слои нашего общества должны почувствовать свою долю ответственности и консолидироваться, чтобы не допустить распространения террористической угрозы в нашей стране.
Альтернативные варианты возмещения соответствующего ущерба существуют, а механизмы своевременной и надёжной компенсации уже успешно работают. Российское финансовое сообщество уже реально обеспечивает покрытие рисков от терроризма, поддерживая наше государство в общей борьбе с его проявлениями. Вместе с тем в области борьбы с терроризмом России и всему международному сообществу предстоит выполнить сложные задачи. Террористические акты не прекращаются в глобальном масштабе и по-прежнему являются серьёзнейшей угрозой для мировой безопасности. Наряду с проведением оперативных антитеррористических действий идёт активный процесс глубокого осмысления коренных причин возникновения терроризма, совершенствования антитеррористического законодательства, в том числе по вопросам социальной защиты пострадавших от этого зла. Так, статья 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» устанавливает, что возмещение вреда, причинённого в результате террористической акции, производится за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта акция, с последующим взысканием сумм с при-чинителя вреда. При этом в случае недостатка средств у субъекта Российской Федерации, а также если теракт совершён на территории нескольких субъектов Российской Федерации, федеральный бюджет несёт субсидиарные обязательства по компенсации причинённого вреда. Анализ норм указанной статьи позволяет сделать следующие выводы:
С учётом приведённого анализа понятно, что в результате террористического акта пострадавший или члены его семьи в случае гибели пострадавшего имеют право требовать компенсации любого причинённого вреда в полном фактическом размере за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. Доказательства права на компенсацию за полученный вред могут быть получены. Однако, к примеру, более чем 10 процентов потерпевших в результате теракта на Дубровке или членов их семей считают, что причинённый их интересам вред компенсирован не полностью. И это послужило поводом для того, чтобы требовать компенсации в более высоких размерах и защиты интересов в судебном порядке. Одновременно и правительство Москвы заявило об обременительности для бюджета при осуществлении выплат в полном размере по заявлениям потерпевших. При этом размер фактически выплаченной компенсации (100 тыс. рублей семье погибшего и 50 тыс. рублей каждому пострадавшему) не учитывает материального положения каждой из пострадавших семей, отдельно взятого лица и тяжести последствий для здоровья пострадавших. Эти обстоятельства свидетельствуют о пробелах законодательства Российской Федерации в вопросах компенсации причинённого вреда пострадавшим в результате террористических акций. После 11 сентября 2001 года многие государства из тех, что не имели национальной системы организации страховой защиты на случай терроризма, основанной прежде всего на участии в несении бремени имущественных потерь страховых организаций и их объединений — пулов (такие системы существовали ранее лишь в Великобритании и Испании), пересмотрели законодательные принципы общественной солидарности в покрытии убытков в результате терактов. Эта проблема в значительной степени была разрешена с участием государства (правительства). При этом, например, правительство делает страхование/перестрахование риска терроризма принудительным и диверсифицирует его среди всего общества, позволяя создавать пулы из государственных и негосударственных фондов, других объединений страховых компаний, что открывает возможность урегулировать крупные потери в будущем. Практика использования такого механизма уже существует, например, на рынках страхования от природных катастроф. Следует отметить, что российское страховое сообщество не стоит в стороне от противодействия терроризму, в том числе международному. В декабре 2001 года был создан Российский антитеррористический страховой пул (РАТСП), основной целью которого стало формирование национальной ёмкости для страхования и перестрахования риска терроризма, разработка консолидированной тарифной политики в области анти-террористического страхования и продвижение данной специфической услуги на страховых рынках России и стран СНГ. Были зафиксированы территориальные границы, в которых осуществляется деятельность РАТСП — территория Российской Федерации и всех стран СНГ. Однако говорить о сложившемся в России и в СНГ рынке страхования от террористических рисков пока преждевременно. Сегодня мы наблюдаем лишь процесс его становления. Что касается востребованности этого вида страхования, то пока, к сожалению, у страхователей ещё нет чёткого понимания того, что оно необходимо. После каждого теракта количество заявлений на страхование резко возрастает, затем оно снижается — до следующего раза. Вместе с тем события последних месяцев со всей ясностью показали, что угроза терроризма в России сегодня велика как никогда — а государство даже при всём желании не всегда может оказать каждому пострадавшему достаточную материальную помощь и компенсировать понесённый в результате теракта ущерб.
Количество страховщиков — членов РАТСП сейчас насчитывает 25 компаний, активным членом пула является Страховое открытое акционерное общество (СОАО) «Русский Страховой Центр». В первом полугодии 2004 года Российский антитеррористический страховой пул заключил 220 договоров страхования риска терроризма. Совокупная ответственность РАТСП по этим договорам превысила 33 млрд. рублей, премия — 19 млн. рублей. За время существования РАТСП его участники заключили более 480 договоров страхования риска терроризма, совокупная ответственность по которым составила 60 млрд. рублей, а общая премия — более 36 млн. рублей. Однако практика показывает, что на сегодняшний день этого явно недостаточно, особенно учитывая риски авиакомпаний, где лимиты ответственности достигают нескольких сотен миллионов дол ларов. Страхование от террористических актов в энергетической отрасли также требует значительных страховых резервов, поскольку возможные террористические атаки на объекты энергетики, помимо огромного материального ущерба, могут привести к значительным экологическим катастрофам, ущерб от которых исчисляется намного большими суммами, чем существующая на сегодняшний день совокупная ёмкость РАТСП. Возможности для перестрахования террористического риска тоже ограничены. Можно констатировать тот факт, что российские страховщики находятся в сложном положении с точки зрения перестрахования за рубежом террористических рисков, поскольку Россия входит в группу государств с высокой степенью подверженности террористическим рискам, и поэтому цена на перестрахование неимоверно высока и продолжает расти. Страховщики США и государство отреагировали на события 11 сентября 2001 года принятием в 2002 году «Акта по страхованию террористических рисков», который обеспечивает федеральную поддержку для покрытия потерь страховщиков. По нашему мнению, в России принятие подобного закона также кажется необходимым в перспективе, однако российским страховщикам, прежде всего членам РАТСП, уже сейчас важно на основе имеющегося опыта работы с террористическими рисками сосредоточить свои усилия на решении следующих задач:
Реализация вышеуказанных задач позволит российскому страховому сообществу, РАТСП и отдельным страховщикам разработать и применять более гибкую тарифную политику, а в конечном итоге в значительной степени минимизировать террористический риск и обеспечить надёжную защиту населения России. СОАО «Русский Страховой Центр» как активный член Российского антитеррористического страхового пула считает, что проблема финансовой защиты от террористических рисков должна быть урегулирована на законодательном уровне. Решением сложной задачи обеспечения прав жертв террористических атак может стать, к примеру, применение механизма страхования гражданской ответственности, как это сделано на примере организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Федеральным законом данные организации обязаны застраховать свои риски, что обеспечивает интересы пострадавших лиц. В сложившейся ситуации, когда Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечается, что наша страна находится в состоянии войны с международным терроризмом и государство не может само нести бремя борьбы с этой угрозой, необходимы непопулярные меры. В качестве одной из них предлагается внести в федеральное законодательство требование от всех коммерческих структур, деятельность которых сопряжена с опасностью терроризма, обеспечивать в обязательном порядке страхование террористических рисков. Такая страховая защита в пользу пострадавших физических лиц должна осуществляться при проведении спортивно-зрелищных мероприятий, концертов, фестивалей и других массовых акций. Владельцы торговых центров, предприятий общественного питания, коммерческого общественного транспорта и других объектов массового скопления людей, опасных с точки зрения возможных террористических актов, должны быть обязаны обеспечивать страхование террористического риска в пользу пострадавших третьих лиц. Для решения вопросов по правильному юридическому оформлению возникающих взаимоотношений между государством, возможными жертвами терактов, страховыми компаниями и страхователями нужен отдельный федеральный закон «О страховании рисков, связанных с террористическими актами». Поскольку существующее федеральное законодательство возлагает на государство бремя по выплате ущерба пострадавшим лицам, необходимы соответствующие государственные гарантии по расширению возможностей Российского антитеррористического страхового пула, так, как это было сделано для страхования гражданской ответственности российских авиаперевозчиков на международных линиях. Таким образом, в ближайшей перспективе российское страховое сообщество должно активизировать свою работу с российской законодательной и исполнительной властью по разработке мер защиты граждан России от террористических актов, в том числе инициирования совместной разработки концепции специального закона о страховании от терроризма. Идея использования страховых механизмов при организации выплат жертвам терактов уже неоднократно обсуждалась в нашем обществе. Особенно активно шли дебаты о страховании в целях защиты имущественных интересов граждан при организации массовых мероприятий, связанных с причинением вреда жизни и здоровью их участникам. Обсуждался и вопрос о том, что подобные выплаты следует производить из внебюджетных источников финансирования, в том числе из специально созданных фондов, формируемых за счёт отчислений сборов по определённым видам страхования. Последние события, связанные с новыми террористическими атаками, показывают, что медлить нельзя — пора российским финансовым и страховым компаниям переходить от дебатов к решительным действиям.
Всякий раз, когда происходит террористический акт, бремя ответственности ложится на государство, а компенсация от ущерба — на государственный бюджет. Российское финансовое сообщество должно доказать государству и гражданам своей страны, что приложит все усилия, чтобы не только взять на себя значительную долю ответственности за причинённый в ре--зультате террористических актов ущерб, но и всеми мерами способствовать искоренению в конечном счёте любых угроз, исходящих от терроризма. Октябрь 2004 Финансовый контроль
|
![]() |
![]() |